Назначение толщины покрытий

Назначение толщины покрытий

Стремиться размещать дорогу на косогорах на полной полке, избегая устройства земляного полотна в полунасыпи-полувыемке, устраняя тем самым трудоемкие работы по устройству уступов, уплотнения насыпи, подпорных стенок. При разработке графиков перемещения земляных масс необходимо учитывать, что перемещение взорванного скального грунта бульдозером при совместной работе с экскаватором эффективно в пределах до 40 м, а одним бульдозером — не более 30 м. В эту весьма широкую тему входят вопросы усовершенствования методов проектирования жестких и нежестких дорожных одежд и ряд других. Здесь рассмотрим только часть вопросов, касающихся нежестких дорожных одежд. Существует два отдельных направления: а) проектирование всей дорожной одежды в целом и б) проектирование только покрытий, т. е. верхней части одежды. Как известно, существующие инструкции касаются нежестких дорожных одежд в целом и не выделяют собственно покрытий.

О выборе толщины покрытия в большинстве работ, посвященных вопросам назначения конструкций, не говорится совсем или говорится очень мало. Главное при выборе толщины покрытия состоит в том, чтобы основание одежды обладало надлежащей прочностью. Тогда верхний слой не будет претерпевать излишних растягивающих усилий, вызывающих трещины. Отсюда следует, что чем слабее верхний слой, тем прочнее должно быть основание и наоборот. Мною это было показано в статье журнала «Автомобильные дороги» в августе 1958 г. Имеется еще метод доктора техн. наук Б. И. Когана, который определяет наибольшее напряжение в верхнем слое асфальтового покрытия в зависимости от толщины его и соотношения модулей покрытия и основания. Толщина должна назначаться так, чтобы при данном основании в покрытии не получились избыточные напряжения.