Задача архитектурного проектирования дороги

Задача архитектурного проектирования дороги

Если предположить, что общей задачей архитектурного проектирования дороги будет наибольшее приближение фактического объема зрительно охватываемого дорогой пространства к идеальному его объему, получаемому при соблюдении наиболее архитектурно выразительного соотношения размеров в поперечном профиле по правилу «золотого сечения», то для количественной сравнительной оценки качества архитектурных решений в каждом архитектурном бассейне можно будет ввести показатель объемности вида дороги в виде отношения этих двух объемов пространства — фактического и идеального. При этом вид дороги в перспективе должен быть тем лучше, чем ближе этот показатель приближается к единице. На дорогах, охватывающих слишком узкую полосу по сравнению с высотой боковых ограничителей, он будет больше единицы, а на широких, но с низкими ограничивающими предметами (деревьями или строениями) по сторонам, показатель объемности будет меньше единицы. С другой стороны, при слишком большой ширине полосы и при наличии высоких ограничителей этот показатель может быть большим единицы. Сказанное о показателе объемности проектных решений, конечно, теряет свое решающее значение в тех случаях, когда содержание архитектурного восприятия определяется для движущегося наблюдателя наличием какой-либо крупной, ясно видимой доминанты, отвлекающей внимание наблюдателя от ближайшего к нему отрезка дороги. Такой доминантой, например, может явиться отдельно стоящая в степи гора, удачно расположенная высокая мачта радиорелейной линии, видимый издалека комплекс зданий и др. Вычисление величины показателя объемности в каждом случае сводится к определению по фотографии или по чертежу перспективы средней высоты боковых ограничений справа и слева и их видимого протяжения.